Пояснительная записка
Данная программа разработана на основании Федерального закона от 29.12.2012г. «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. № 32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014.
Цель реализации Программы: Развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности детей средствами традиционного и нетрадиционного рисования.
Задачи:
Образовательные задачи:
· Формирование эстетического отношения детей к окружающей действительности.
· Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
· Предоставление свободы в отражении – доступными для ребенка художественными средствами - своего видения мира.
· Знакомство детей с жанрами живописи.
· Знакомство с художниками иллюстраторами.
· Знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
· Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов.
· Овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования; использования нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей.
Воспитательные задачи:
· Воспитание любви и уважения к изобразительному искусству;
· Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
· Воспитание навыков самостоятельности.
Развивающие задачи:
· Развитие способностей взгляда на мир (видеть его глазами художников, замечать и творить красоту).
· Развитие мелкой моторики.
· Развитие творчеств, фантазии, воображения, наблюдательности, ассоциативного мышления и любознательности.
Планируемые результаты:
· Ребенок обладает развитым воображением
· У ребенка развита крупная и мелкая моторика
· Проявляет ответственность за начатое дело.
· Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое
· Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
· Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
· Ребенок может: самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их; самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования; выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок; давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга
Формы аттестации: Отслеживание результатов: промежуточная аттестация, итоговая аттестация, которые проводятся в форме конкурсов, выставок с анализом творческих работ, итоговая выставка творческих работ в конце учебного года.
Актуальность.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Новизна программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Занятия полезны и увлекательны. Работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей.
В детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном учреждении. Эти методы часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности. Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность использовать разные материалы и предметы. Именно таким видом деятельности является рисование в различных нетрадиционных техниках.
Педагогическая целесообразность программы предусматривает освоение детьми различных методов и средств художественного воспитания: рисование по мокрому, монотипия, печатание листьями, рисование углем, рисование солью, «мятый рисунок», «набрызг». Освоение данных технологий позволят расширить кругозор детей, будет способствовать развитию мелкой моторики рук, зрительной памяти, формированию эстетического отношения и художественно – творческих способностей. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Программа составлена на основе изучения программы «Цветные ладошки» И.А Лыковой и авторской программы «Кляксочка» Л.Г.Фроловой Программа рассчитана на детей 5-6 лет. Работу в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по изобразительному искусству дошкольного учреждения, а расширяла сведения, совершенствовала навыки и умения, получаемые детьми на занятиях. Также хочется продолжить развивать интерес к изобразительной деятельности путем знакомства старших дошкольников с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. На занятиях будут использоваться смешанные техники, а также предлагается комбинировать виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. Следует продолжать знакомить ребят с разными жанрами изобразительного искусства, народным творчеством, декоративным искусством, а также формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить необходимые для занятия материалы, работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте.
Работа в кружке «Волшебные краски» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса. Лучшие детские работы помещаются на выставку для того, чтобы дети могли видеть результат своей работы, сравнивать, обсуждать, выделять наиболее интересные работы.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
В ходе занятий дети знакомятся и закрепляют разные нетрадиционные методами рисования: оттиск печатками из овощей; тычок жесткой кистью; оттиск печатками из ластика; оттиск поролоном; восковые мелки и акварель; свеча и акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошек; волшебные веревочки; кляксография; монотопия; печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Приемы и методы, используемые на занятиях изо кружка:
· Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
· Практические – упражнения, игровые методы;
· Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка;
· Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.;
· Все методы используются в комплексе.
Основным правила при проведении занятий:
1. Использование приема транслирования информации,
2. Отбор тематического содержания,
3. Главный герой рисования – ребенок,
4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,
5. Педагог создает схематические изображения,
6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,
7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
2. Обеспечение главных условий общения,
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,
4. Использование различных коммуникативных средств.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что изучаются новые виды рисования и при создании проектов используется сочетание приемов.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25 минут. Общее количество занятий в учебном году – 30. Программа предполагает проведение занятий во второй половине дня. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста с 5-6 лет.
Форма организации занятий: групповая - 15 - 17 человек
Формы занятий: беседы, практические занятия, коллективная работа, индивидуальная работа.
Материально-техническое оснащение
Материальное обеспечение программы:
Групповое помещение.
Столы детские на регулируемых ножках.
Стулья детские на регулируемых ножках.
Классная доска.
Ноутбук, проектор, экран.
Стеллаж для учебной литературы, методических и наглядных пособий.
Материально-техническое оснащение группового помещения: наличие необходимого освещения, рабочих мест, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, школьная настенная доска, стеллажи для оформления работ и проведения выставок.
Дидактическое обеспечение:
1. Наглядные пособия, альбомы, рисунки, фотографии.
2. Тематические образцы готовых изделий.
3. Репродукции картин известных художников.
4. Методическая литература.
5. Картотека пальчиковых игр.
6. Комплекс упражнений для глаз.
Применяемые средства, инструменты и расходные материалы:
Для проведения теоретических и практических работ по темам программы используются разнообразные инструменты, приспособления и материалы: краски, гуашь, цветные карандаши, пластилин, воск, уголь, соль, нитки, цветная бумага и картон, клей ПВА, акриловый лак, трубочки для коктейля, зубные щетки, салфетки; баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик; альбомы для рисования, палитра.
Учебный план
Темы |
Количество занятий |
Количество часов |
«Листья в вазе» натюрморт |
1 |
1 |
«Домик у реки» пейзаж |
1 |
1 |
«Осеннее дерево» |
1 |
1 |
«Дождик за окном» |
1 |
1 |
«Кленовый лист» |
1 |
1 |
«Грибы» |
1 |
1 |
«Ежик» |
1 |
1 |
«Моя любимая игрушка» |
1 |
1 |
«Мое любимое животное» |
1 |
1 |
«Зонтик» |
1 |
1 |
«Портрет зайчонка» |
1 |
1 |
«Зимний пейзаж» |
1 |
1 |
«Новогодняя открытка» |
1 |
1 |
«Зимний вечер» |
1 |
1 |
«Морозные узоры» |
1 |
1 |
«Снеговик» |
1 |
1 |
«Вьюга» |
1 |
1 |
«Снегирь» |
1 |
1 |
«Забавные животные» |
1 |
1 |
«Самолет» |
1 |
1 |
«Цветок для мамы» |
1 |
1 |
«Дивные цветы» |
1 |
1 |
«Волшебные цветы» |
1 |
1 |
«Звездное небо» |
1 |
1 |
«Веточка вербы» |
1 |
1 |
«Пасхальное яйцо» |
1 |
1 |
«Цветущая ветка» |
1 |
1 |
«Праздничный салют» |
1 |
1 |
«Ромашки» |
1 |
1 |
«Чистая планета» плакат (коллективная работа) |
1 |
1 |
ВСЕГО |
30 |
30 |
Календарный учебный график
Месяц
Тема |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
«Листья в вазе» натюрморт |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
«Домик у реки» пейзаж |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
«Осеннее дерево» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
«Дождик за окном» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
«Кленовый лист» |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
«Грибы» |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
«Ежик» |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
«Моя любимая игрушка» |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
«Мое любимое животное» |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
«Зонтик» |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
«Портрет зайчонка» |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
«Зимний пейзаж» |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
«Новогодняя открытка» |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
«Зимний вечер» |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
«Морозные узоры» |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
«Снеговик» |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
«Вьюга» |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
«Снегирь» |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
«Забавные животные» |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
«Самолет» |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
«Цветок для мамы» |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
«Дивные цветы» |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
«Волшебные цветы» |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
«Звездное небо» |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
«Веточка вербы» |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
«Пасхальное яйцо» |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
«Цветущая ветка» |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
«Праздничный салют» |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
«Ромашки» |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
«Чистая планета» плакат (коллективная работа) |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
ИТОГО |
30 |
Рабочая программа
«Отпечаток листьями, яблоками»
Познакомить детей с натюрмортом. Учить рисовать натюрморт с помощью отпечатка листьев, яблок. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью. |
Тема занятия |
Содержание занятия |
«Листья в вазе» натюрморт |
Чтение стихотворения «Лес, точно терем расписной» И. Бунина
Беседа «Листья осенью»
Д/ и «С какого дерева лист?»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу гулял»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Времена года» П. И. Чайковский)
Итог. Рефлексия |
«Монотипия»
Познакомить детей с техникой – монотипия. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность. |
«Домик у реки» пейзаж
|
Чтение стихотворения «Речка» В. Донская
Беседа «Что такое пейзаж?»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение пьеса «Осенний сон» Дж. Арчибальда)
Итог. Рефлексия |
«Набрызг» Знакомство с техникой «набрызг». Продолжать учить рисовать деревья. Развивать чувство цвета. |
«Осеннее дерево»
|
Чтение стихотворения «Листопад» В. Нирович
Беседа на тему: «Осень»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому…»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение пьеса «Осенний сон» Дж. Арчибальда)
Итог. Рефлексия |
«Рисование окрашенным шариком, штамп»
Познакомить с рисованием с помощью шарика. Учить рисовать листья с помощью штампа. Развивать воображение, мелкую моторику. |
«Дождик за окном»
|
Чтение стихотворения «Дождик песенку поёт…» Б. Заходер
Беседа «Откуда берётся дождик?»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение Детская песенка «Осень наступила» муз. и сл. С. Насауленко)
Итог. Рефлексия. |
«Рисование с помощью губки»
Познакомить с рисованием с помощью губки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
«Кленовый лист»
|
Чтение стихотворения «Клён под солнышком купался» А. Кулагина
Беседа «Какие любимые краски у осени?»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу гулял…»
Самостоятельная работа детей ( Муз. сопровождение пьеса «Осенний сон» Дж. Арчибальда)
Итог. Рефлексия. |
«Печать поролоном, отпечаток листьями»
Продолжать учить рисовать с помощью поролона, совершенствовать технику печатания. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. |
«Грибы»
|
Разгадывание загадок о грибах
Беседа «Съедобные и ядовитые грибы»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «1,2, 3, 4, 5 мы идём грибы искать!»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «По осеннему лесочку я с корзиночкой иду» муз. и сл. Р. И. Шиловской)
Итог. Рефлексия. |
«Отпечаток листьями, штамп»
Совершенствовать технику печатания, учить дорисовывать детали фломастером. |
«Ежик» |
Чтение стихотворения «Ёжик» Н. Антонова
Беседа «Что вы знаете о ежах?»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Маленький ёжик» муз. Л. Хисматулина сл. М. Картушиной)
Итог. Рефлексия. |
«Пуантилизм»
Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета. |
«Моя любимая игрушка» |
Чтение стихотворения «Мои игрушки» З. Петрова
Беседа «Моя любимая игрушка»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение
«Все игрушки дарит мама» муз. и сл. Е. Обуховой)
Итог. Рефлексия. |
«Рисование зубной пастой» Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность. |
«Зимний пейзаж» |
Чтение стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…» А. Фета
Беседа «Почему я люблю зиму»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Времена года. Зима» А. Вивальди)
Итог. Рефлексия. |
«Рисование кофе» Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. |
«Новогодняя открытка»
|
Чтение стихотворения «Говорят под Новый год…» С. Михалков
Беседа «Новогодние подарки и открытки»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Ёлка»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «В ночь под Новый год» муз. и сл. П. Ермолаев)
Итог. Рефлексия. |
«Граттаж»
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихого зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
«Зимний вечер»
|
Чтение стихотворения «Чудная картина». Фет
Разгадывание загадок о снеге, снежинке, снеговике, снегурочке и др.
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Зимушка- зима»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Времена года. Зима» А. Вивальди)
Итог. Рефлексия. |
«Свеча и акварель»
Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. |
«Морозные узоры»
|
Чтение стихотворения «Не узор, а чудо- сказка» И. Счастнева
Беседа «На что похожи морозные узоры»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Мороз»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Невидимый художник» муз. сл.)
Итог. Рефлексия. |
«Рисование солью» Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность. |
«Снеговик» |
Чтение стихотворения «Снеговик стоял на горке» Т. Нестерова
Беседа «Зимние забавы»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Мы в снежки играем смело»)
Итог. Рефлексия |
«Ниткография» Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление. |
«Вьюга» |
Чтение стихотворения «Сердитая вьюга» М. Мишакова
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Зимушка- зима»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Времена года. Зима» А. Вивальди)
Итог. Рефлексия |
«Рисование крупой»
Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Учить изображать птицу. |
«Снегирь»
|
Чтение стихотворения «Снегирь» Л. Татьяничева
Беседа «Какие птицы остаются зимовать»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Зимние птицы»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Снегири» муз.Л. И. Никитиной сл. С. И. Фоминых)
Итог. Рефлексия. |
«Кляксография, пена»
Учить рисовать с помощью пены, создавать образы животных. Развивать творческое воображение. |
«Забавные животные»
|
Чтение стихотворения «Почему не спят котята?» В. Степанов
Беседа «Твои домашние любимцы»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Забавные зверята»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Облака» С. Козлов)
Итог. Рефлексия. |
«Пластилинография»
Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность |
«Самолет»
|
Чтение стихотворения «Я построю самолёт» В. Шишков
Разгадывание загадок про воздушные виды транспорта
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Самолёт»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Самолёт» муз. М. Магиденко, сл. С. Баруздина)
Итог. Рефлексия. |
«Силуэтное рисование»
Знакомство с данной техникой. Развивать наглядно-образное мышление. |
«Портрет зайчонка» |
Чтение стихотворения «Заяц в лес бежал по лугу» Н. Рубцов
Беседа «Почему заяц меняет шубку»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Пальчик раз, пальчик раз вышел заинька у нас…»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Заинька» муз. М. Карасева сл. Л. Некрасовой)
Итог. Рефлексия. |
«Рисование на мятой бумаге»
Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения. |
«Цветок для мамы»
|
Чтение стихотворения «Мамин день» Г. Виеру
Беседа «Любимые цветы моей мамы»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Цветки»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Мама- мой цветочек» муз. и сл.Л. А. Старченко )
Итог. Рефлексия. |
«Кляксография, выдувание трубочкой»
Познакомить с техникой выдувания трубочкой (рисование цветов). Учить рисовать стебель, листья. |
«Дивные цветы»
|
Чтение стихотворения «На лугу» И. Суриков
Разгадывание загадок о цветах
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Цветок на поляне»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Цветы» Шуман)
Итог. Рефлексия. |
«Ниткография»
Совершенствовать умение в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление |
«Волшебные цветы» |
Чтение стихотворения «Детям нравятся цветы» Н. Самоний
Беседа «Цветы в сказках» («Аленький цветочек», «Цветик- семицветик»)
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Тюльпан»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Есть на свете цветок» муз. Ю. Чичиков, сл.М. Пляцковского)
Итог. Рефлексия. |
«Тычок полусухой жесткой кистью»
Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность. |
«Мое любимое животное»
|
Чтение стихотворения «Рыжий кот» Я. Воронец
Беседа «Моё любимое животное»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Хомячок» муз. и сл. Л. Абелян)
Итог. Рефлексия. |
«Пастель, уголь»
Закреплять навыки рисования данными материалами. Учить изображать ветку вербы. |
«Веточка вербы»
|
Чтение стихотворения «Уж верба вся пушистая» А. Фет
Беседа «Почему я люблю весну»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Времена года. Весна» А. Вивальди)
Итог. Рефлексия. |
«Рисование ватными палочками, оттиск пробкой»
Воспитывать интерес к народной культуре. Учить элементам декора, цветовосприятия. |
«Пасхальное яйцо»
|
Чтение стихотворения «Праздник Пасхи» И. Евдокимова
Беседа «Традиционные пасхальные угощения»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Пальчик- мальчик, где ты был?»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Пасхальная весна» Е. Матвиенко)
Итог. Рефлексия. |
«Граттаж»
Закрепить с технику граттаж. Развивать композиционные умения. |
«Звездное небо»
|
Чтение стихотворения «Вот звёздное небо!» Н. Мигунова
Беседа «Что такое звёзды?»
Показ воспитателя
Физкультминутка «Космонавт»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Прекрасное далёко» муз. Е. Крылатов, сл. Ю. Энтин)
Итог. Рефлексия. |
«Пуантилизм»
Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. |
«Зонтик»
|
Чтение стихотворения «В небе тучка» Л. Брайловский
Разгадывание загадки про зонтик
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Дождя не боимся» муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин)
Итог. Рефлексия. |
«Восковые мелки, акварель»
Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона. |
«Праздничный салют» |
Чтение стихотворения « Праздничный салют» В. Степанов
Беседа «Праздник 9 мая»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «День Победы»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Сегодня салют» муз. М. Протасов, сл. В. Степанов)
Итог. Рефлексия. |
«Выдувание трубочкой»
Учить детей рисовать в данной технике. Познакомить со способом изображения венчика цветка из 4-5 лепестков приемом «примакивание». Создавать условия для экспериментирования с цветом для получения розового оттенка путем смешивания белого с красным. Развивать воображение, ассоциативное мышление. |
«Цветущая ветка»
|
Чтение стихотворения «Черёмуха душистая» С. Есенин
Беседа «Весенние цветы и фруктовые деревья весной»
Показ воспитателя
Физкультминутка «Всё проснулось ото сна»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Времена года. Весна.» А. Вивальди)
Итог. Рефлексия. |
«Рисование на рельефной бумаге»
Учить изображать цветы на рельефной бумаге. Развивать чувство цвета, композиции. |
«Ромашки»
|
Чтение стихотворения «Маленькое солнце» З. Александрова
Беседа «На что похожа ромашка?»
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Утро» Э. Григ)
Итог. Рефлексия. |
«Рисование ладошками»
Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства и материалы. |
«Чистая планета» плакат (коллективная работа) |
Чтение стихотворения «Есть одна планета сад» Я. Аким
Беседа «Правила поведения в природе»
Д/ и «Да- нет» (по экологии)
Показ воспитателя
Пальчиковая гимнастика «В море плавает дельфин»
Самостоятельная работа детей (Муз. сопровождение «Планета с именем «Земля»» Т. Гуляева)
Итог. Рефлексия. |
Оценочные материалы
В программе «Волшебные краски» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. Диагностика направлена на учет индивидуальных достижений ребенка. Ее результаты используются для создания личной образовательной траектории дошкольника, поиска способа решения задач, связанных с развитием ребенка. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).
Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Разделы |
Результаты |
Формируется
(0 баллов) |
Находится в стадии формирования (1 балл) |
Сформирован
(2 балла) |
Техника работы с материалами |
Дети незнакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и не умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна помощь взрослого. |
Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. |
Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами |
Предметное и сюжетное изображение |
Не всегда удается передать общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Не используют средства выразительности При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается некачественными |
Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественными |
Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество. |
Декоративная деятельность |
Не различают виды декоративного искусства. Не умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. |
Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования |
Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами. |
Знание жанров изобразительного искусства |
Не может определить жанр изобразительного искусства. |
Может определить жанр картины с подсказкой взрослого |
Может самостоятельно определить жанр картины. Знает отличительные особенности жанров изобразительного искусства |
Схема протокола исследования уровня подготовленности детей
№
п/п |
Ф.И. ребенка |
Техника работы с материалами |
Предметное и сюжетное изображение |
Декоративная деятельность |
Знание жанров изобразительного искусства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В диагностической таблице используется следующее обозначение: сформирован – 2 балла, находится в стадии формирования – 1 балл, формируется – 0 баллов. Диагностика проводится один раз в год.
Методические материалы
Учебно-методический комплекс
· учебные и методические пособия:
- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
· материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии лучших работ;
- перспективные тематические планы;
- конспекты занятий;
- фонотека.
· Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;
- пластилин, стеки;
- простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;
- кисти, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;
Литература:
1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
5. Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999.
6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 7. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/.– М.: ТЦ Сфера, 2004.