Интегрируемые образовательные области:
социально-коммуникативное
художественно-эстетическое
познавательное
Виды деятельности:
игровая
познавательная
музыкально-художественная
продуктивная
Цель:
развитие связной речи старшего дошкольника
Программные задачи:
Образовательные:
вспомнить с детьми произведения С. Маршака
помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой»
закреплять умение подбирать синонимы к словам (глаголам, прилагательным, наречиям)
обогащать речь детей прилагательными и глаголами через художественные произведения (стихи)
упражнять в умении чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения
активизировать, закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима»
систематизировать знания детей о природных явлениях ( восходе солнца)
совершенствовать навыки заботы о здоровье через здоровьесберегающие технологии ( психогимнастика, физкультминутка)
Развивающие:
развивать умение отгадывать загадки
развивать способность наблюдать
развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми
развивать умение использовать в беседе накопленные знания
развивать психические процессы: память, наглядно-образное мышление, внимание
Воспитательные:
воспитывать чуткость восприятия, эстетические чувства, умение видеть красоту зимней природы, умение восхищаться ею
воспитывать любовь к природе родного края
Инновационные технологии:
ИТК технологии
ТРИЗ технологии (фантазирование)
Предварительная работа:
выставка произведений С. Маршака («Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Про всё на свете»; английские песенки в переводе С. Маршака «Маленькие феи», «Три зверолова», «Кораблик», «Храбрецы» и др.)
наблюдения за восходом солнца ( в группе из окна)
рассматривание на прогулке зимней природы
рассматривание репродукций картин известных художников о зиме и восходе солнца И.Э. Грабарь «Иней. Восход солнца», И. Разживин «Зачарованный лес», Д. Лёвин «Чаровница зима»
чтение и разучивание стихов о зиме «», «», «», «».
разгадывание загадок по теме «Зима» (о снеге, снежинке, зиме )
беседа «Зимняя природа»
ситуативный разговор «Почему зимой рано темнеет?»
разучивание физкульминутки «Зимой»
дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?» ( солнце, небо, деревья зимой)
Демонстрационный материал и оборудование, развивающая среда:
ноутбук и экран, презентация на тему: «Утро нового дня»
портрет С. Я. Маршака
музыкальное сопровождение «Времена года. Зима» П. И. Чайковский
репродукции картин художников о зиме и восходе солнца И.Э. Грабарь «Иней. Восход солнца», И. Разживин «Зачарованный лес», Д. Лёвин «Чаровница зима»
Методы
наглядные:
организация наблюдения (опосредован.Утром в группе из окна.)
показ видеоматериалов, портрета поэта С. Я. Маршака
словесные:
вопрос
беседа
заучивание стихотворения
загадка
игровые:
дидактическое упражнение
фантазирование (метод эмпатии)
практические:
в индивидуальной работе
Ход НОД
1.Психогимнастика. Игра «Улыбка»
Я знаю, что все дети любят играть. Правда? А знаете ли вы, что существует такой волшебный ключик, который открывает все замки в душах людей? Это искренняя, непритворная улыбка. Я предлагаю вам поиграть, а именно повернуться друг к другу, улыбнуться, передать по кругу вот такую чудесную красивую звёздочку-снежинку и ласково произнести своего соседа.
2.Разгадывание загадки о зиме.
Эта снежинка непростая, волшебная, она прилетела к нам с загадкой. Попробуйте её отгадать.
С каждым днём всё холоднее. Греет солнце всё слабее, Всюду снег, как бахрома, Значит к нам пришла… ( зима)
3. Мотивация.
А вместе с зимой прилетают вьюги да позёмки, появляются сугробы, лёд и , конечно, наступает Новый год. Вы любите этот волшебный праздник? Сейчас я хочу прочитать вам замечательное новогоднее стихотворение С. Я. Маршака «Тает месяц молодой…» , и я уверена, что вы захотите запомнить его, чтобы блеснуть на новогодней ёлке. Хотите? Возможно, кто-то ещё и не выучил стихотворение к Новогоднему празднику. Можно сделать это сейчас. Послушайте!
4. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Тает месяц молодой…» Просмотр презентации.
Тает месяц молодой, Гаснут звёзды чередой. Из распахнутых ворот Солнце красное идёт! Солнце за руку ведёт Новый день и Новый год!
5.Беседа о прочитанном стихотворении. Выяснение значения новых слов. Игра «Замени словечко».
Понравилось ли вам это стихотворение? Однако в нём есть слова, которые могут для кого- то показаться новыми, непонятными. Я предлагаю поиграть в игру «Замени словечко», чтобы все слова стали понятными.
( тает( месяц)- исчезает, пропадает
молодой- тонкий
гаснут (звёзды)- тускнеют, бледнеют
чередой- по очереди, друг за другом ) Молодец! Умница!
Обратите внимание, как торжественно выходит солнце, перед ним распахнуты какие-то волшебные ворота, их даже не открыли, а распахнули!
Хотите узнать, почему это так торжественно распахнули ворота перед солнцем? Потому что этот новый день- начало Нового года.
А что это солнце за руку ведёт новый день и Новый год ,как малышей? Да ведь они и впрямь малыши, потому что солнце каждое утро выводит новый день, а вот Новый год только один раз в 365 дней.
6. Проговаривание стихотворения с опорой на картинки. Игра «Эхо» .
А сейчас мы посмотрим на меняющиеся картинки ещё раз и ,как эхо, за воспитателем спокойно, не спеша проговорим стихотворение сначала все вместе, затем по одному. Предлагаю поиграть в игру «Эхо».
7. Физкультминутка «Зимой».
Как интересно нам зимой ! ( хлопки в ладоши)
На санках едем мы гурьбой. ( имитация езды на санках)
Потом в снежки мы поиграем. ( имитация лепки и бросания снежков)
Все дружно лыжи надеваем. ( имитация езды на лыжах)
Потом все встали на коньки. ( имитация катания на коньках)
Зимой весёлые деньки! (показывают большие пальцы вверх )
8. Выразительное чтение стихотворения наизусть без опоры на картинки.
Попробуем прочитать стихотворение по одному, как настоящие артисты на сцене выразительно, торжественно, красиво. Молодец! Умница! Хорошо! Отлично!
9. Рефлексия. Выставка книг С. Я. Маршака.
Запомнили ли вы автора этого замечательного стихотворения?
Если вам понравилось стихотворение С. Я. Маршака, вы можете познакомиться и с другими его произведениями. Посмотрите на выставку книг этого поэта. Какие-то из них вам уже знакомы? Какие именно?
Как вы думаете любит ли С. Я. Маршак природу?
Как вы догадались, что любит? ( Он говорит о солнце и звёздах как о живых существах, подбирает красивые слова.)
А как мы можем позаботиться о природе? Что мы можем для неё сделать хорошего, доброго? ( кормить птиц зимой, мастерить скворечники весной, не разорять птичьи гнёзда, не разбрасывать мусор, не ломать веток, не разжигать костров, рисовать красивые картины природы).
10.Рассматривание репродукций картин природы известными художниками о зиме и восходе солнца И.Э. Грабарь «Иней. Восход солнца», И. Разживин «Зачарованный лес», Д. Лёвин «Чаровница зима» под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Зима».
Нравятся ли вам эти картины? Какие краски используют художники?
А какие картинки нарисовали бы вы по стихотворению, которое выучили сегодня?
Может быть, и вам захочется нарисовать сегодня картинки по стихотворению С.Я. Маршака, чтобы показать их своим сестрёнкам, братишкам, родителям и заодно прочитать стихотворение, которое вы сегодня выучили, чтобы порадовать их.